Да здравствует джонлок!
Шоу, которое я смотрю в своей голове. Часть третьяВо-первых, начну с признания, что серия "Знак трех" мне скорее понравилась, насколько она может понравиться при самом нежелательном для меня развитии сюжетной линии - я собственно про матримониальные перемены в жизни доктора Уотсона. Думаю, режиссер и оператор более-менее справились с необходимостью сохранять стилистику первого и второго сезонов и при этом привнести что-то новое в связи с началом у Джона и Шерлока "новой истории".
Я вовсе не утверждаю, что достигнуто прежнее совершенство, но после "Пустого гроба" и картинка, и динамика повествования, и игра с общими-крупными планами в принципе радовали глаз.
Во-вторых, хочу сказать пару слов по поводу якобы исчезнувшей химии между актерами.
Действительно, тот частично осознанный, но, думаю, в большей степени подсознательный флирт, те искры, что проскакивали между Бенедиктом и Мартином на прежних съемках и потом так или иначе проявились в сериале, в третьем сезоне практически не заметны. Но, думаю, помимо одной очевидной причины - наличия мисс Эббингтон на площадке, есть еще одна - и она совсем не так уж печальна.
В конце концов они уже пять лет вместе!
Очень показателен в этом плане отзыв кого-то из журналистов, кому посчастливилось побывать на съемках (не могу сейчас найти, где читала): об удивительном взаимопонимании, близости и спаянности Мартина и Бенедикта, словно они "старая супружеская пара".
Не "старые друзья", заметьте. Просто время флирта прошло, привязанность стала глубже и спокойнее.
Да и взгляды их друг на друга никуда не делись, просто операторская камера теперь не так акцентирует на них внимание, как раньше.
Что касается чувств Джона и Шерлока друг к другу, пожалуй, эта серия даже более горькая, чем предыдущая, потому что трудная love story главных героев развивается на фоне яркого, праздничного свадебного антуража, и от этого контраст еще болезненней.
Уверена, Мэри вряд ли могла бы появиться в жизни доктора Уотсона в качестве настолько близкого человека, если бы Шерлок не "умер". Но он на время выбыл из игры, и его место оказалось занятым. И если "Пустой гроб" - это прежде всего попытки преодолеть возникшую между героями отчужденность, то "Знак трех" - это попытки Джона и Шерлока заново найти места относительно друг друга, в новых условиях и с учетом новых жизненных планов.
И вообще главная в этой серии, я думаю, миссис Хадсон.
Именно ее вроде как бессмысленные для основного сюжета разглагольствования о личном матримониальном опыте - та линия, которая отражает происходящее между Джоном и Шерлоком. И наверное недаром именно ее мы видим первой, когда начинается основное повествование. И вместе с ней думаем, что, конечно же, это Шерлок играет на скрипке...
Причем ошибаемся и не ошибаемся одновременно. Потому что он играет и не играет одновременно - танцует под запись собственной игры.
Возможно, намек на все его поведение в этой серии?..
Разговор с миссис Хадсон - задел для всей истории.
Миссис Хадсон: Сегодня важный день.
Шерлок: Чем же он важен?
Миссис Хадсон: Так свадьба же. Джон и Мэри поженятся.
Шерлок: Двое людей живут вместе, затем арендуют церковь для вечеринки, ненадолго едут отдохнуть, а затем снова живут вместе. Что в этом важного?
Миссис Хадсон: Брак меняет людей...
Шерлок: Нет, не меняет...
В двух фразах вся суть "Знака трех"... А затем совсем уж контрольный выстрел со стороны домовладелицы:
Миссис Хадсон: Тебе не понять, ты всегда жил один...
Удар в самое сердце.
Рассказ миссис Хадсон про ее лучшую подругу Маргарет, которая проплакала всю свадьбу, потому что "эпоха закончилась", и ушла с праздника очень рано - несомненно предупреждение зрителю и, думаю, своеобразное озвучивание вслух страхов самого Шерлока, очевидно же, что весь этот предсвадебный разговор для него - что наждаком по нервам.
Где она - ничем не замутненная радость за лучшего друга, которому посчастливилось найти любовь всей своей жизни?..
Шерлок искренний наедине с самим собой. Он захлопывает дверь за спиной миссис Хадсон - и... тяжелый вздох, суровый взгляд, поджатые губы, поигрывание желваками - мы видим человека, которому действительно предстоит одно из самых трудных испытаний в жизни, и заметьте, в этой сцене ни грамма паясничанья...
Акцент на пустующем кресле Джона:
И все ясно: почему и ради кого...
Шерлок сам замечательно определил то, что ему предстоит, вздохнул, глядя на свадебный фрак: Ну что... в бой.
Свадьба Джона - сражение. Возможно, и с самим собой. Свадебный фрак - доспехи.
Кстати, параллель между Шерлоком и майором Шолто заявлена с самого начала: Шерлок собирается на бой, майор Шолто тоже, только его костюм это настоящая военная форма.
* * *
Поскольку в данном эпизоде отсутствует полноценное линейное повествование, очень трудно выстраивать логическую цепочку, поэтому я буду просто следовать за тем, что вижу на экране, и делиться своими впечатлениями...
* * *
Сцена выхода из церкви:
Фотограф: Поздравляю! Ок, встаньте здесь. Дайте я сфотографирую молодоженов. Только невесту и жениха, пожалуйста.
Джон: Шерлок...
Шерлок: Ох, извините...
Намеренное ли, неосознанное ли, но ЯВНОЕ нежелание предоставлять Джону и Мэри их собственное личное пространство.
Первый разговор с Жанин, подружкой невесты:
Жанин: Только никакого секса, ладно?..
Шерлок: Извини, что?..
После того, как обновился блог Джона, в котором Шерлок со странной настойчивостью называет медовый месяц четы Уотсонов секс-каникулами, возвращаясь к этому определению снова и снова, я окончательно уверилась, что сексуальная тема вновь возникла в сериале не просто для того, чтобы разбавить сомнительными шуточками повествование. Она тоненькой ниточкой, то открыто, то завуалировано, проходит через всю серию, и почему-то мне кажется, что секс Шерлока уже не так уж и не волнует...
Правда, его явно не волнует секс с Жанин...
Я, конечно, не в курсе, может, это так принято, чтобы шафер приветствовал гостей на свадьбе вместе с женихом и невестой, но мне в сцене у входа в павильон видится яркая демонстрация сложившейся ситуации: Джон между Шерлоком и Мэри, причем Шерлок очень активно участвует в том, что вроде бы должно касаться только двоих...
Ситуация с Дэвидом чудесна.
Что ж, на мой взгляд, вполне в характере детектива постараться просчитать и предусмотреть все, тем более то, от чего зависит, по его мнению, счастье Джона, и он определенно готов далеко зайти в своей заботе о друге...
Мэри, кстати, не въехала в ситуацию, что приятно.
Разговор с кудрявым аутичным мальчиком Арчи - первый акцент на еще одной смыслообразующей теме, которая тесно связана со стремлением детектива определить свое место рядом с Джоном: Шерлок - ребенок/не ребенок...
Шерлок: Взрослые любят условности.
Арчи: Почему?
Шерлок (скорее с грустью, чем с досадой): Не знаю. Спрошу.
Признание того, что он сам так и не смог повзрослеть?..
В любом случае общий язык с Арчи он находит намного легче, чем с опутанным брачной паутиной Уотсоном...
Круто!
* * *
Да, самое болезненное в этой серии, что хоть пропасть между Шерлоком и Джоном преодолена, но прежнего взаимопонимания они так и не достигли, но, думаю, вовсе не потому, что к этому не стремились.
Два года просто так из жизни не выкинешь.
Вернувшийся Шерлок обнаружил, что рядом с Джоном вместо него теперь Мэри, что его значимость в жизни друга изменилась, притом что собственная отчаянная нужда в Джоне стала более очевидной...
А Джон растерялся, оказавшись перед дилеммой, перед необходимостью как-то соединить несоединимое - счастливое прошлое с Шерлоком и, как он уверен, не менее счастливое будущее с Мэри. Да, у него же теперь есть Мэри, вроде как олицетворяющая собой полноту и красочность жизни, и, мне кажется, он на данном этапе сам толком не понимает, кто для него теперь Шерлок...
Они оба так до конца и не разобрались в себе, где уж им разобраться друг в друге...
* * *
По сути, все, что осталось у Шерлока, это возможность вместе с Джоном хоть иногда заниматься любимым делом, но детектив серьезно опасается, что теперь будет лишен даже этого.
Жанин: Могу я остаться с тобой?
Шерлок: Тебе нравится разгадывать преступления?
Жанин: А у тебя есть вакансия?..
Один взгляд на Джона, и больше никаких слов не надо...
О, Шерлок...
В следующем кадре Джон рядом с Мэри, но что-то ему тоже как-то совсем не весело, и почему-то мне кажется, вовсе не из-за отсутствия на свадьбе Гарри, о которой так мило интересуется его жена.
Мэри: А что Гарри?
Джон: Нет, не видно.
Мэри: Дорогой, мне так жаль.
Джон: Да... Я думаю, было немного рискованно просить ее прийти. Могло бы быть не самое удачное сочетание с бесплатным баром...
Посмотрите, как Джон улыбается на последней гифке - немного грустно, но при этом так, словно, говоря о выпивке, вспомнил что-то приятное.
Уверена, пьяная в хлам сестра - не самое греющее его душу воспоминание.
А вот мальчишник...
* * *
В преддверии третьей серии мне бы не хотелось строить версии по поводу Мэри Морстен, но почему бы не обратить внимания на некоторые интересности ее поведения. Например, на то, что она намеренно разводит Шерлока на ревность, разговаривая с ним о майоре Шолто.
Шерлок: Если они настолько хорошие друзья, почему он (Джон) едва ли упоминал о нем?
Мэри: Да он постоянно упоминает его при мне. Болтает о нем не переставая.
Шерлок: О нем?..
Мэри: Джон сказал, что он (Шолто) самый нелюдимый человек, которого он только встречал.
Шерлок: Он? Он самый нелюдимый человек? Так вот почему он (Джон) прыгает вокруг него как собачонка.
По сути Мэри уже отняла у Шерлока настоящее и будущее, а тут еще и пытается отнять прошлое, то особое значение, которое Шерлок когда-то имел для Джона.
Мэри: Ох, Шерлок, знаешь, никто из нас не был у него первым...
Не знаю, действительно ли Шерлок тут ревнует или все-таки подыгрывает Мэри, но его и правда очень интересует судьба Шолто - судьба человека, который когда-то вроде был важен для Джона и с которым потом Джон перестал поддерживать отношения...
* * *
Телефонный разговор с Майкрофтом - просто притча какая-то, то ли смысл под смыслом, то ли все на поверхности.
Но что очевидно: Майкрофт вторит миссис Хадсон про "конец эпохи", предсказывая Шерлоку одиночество и сочувствуя его "вовлеченности".
И кстати, опять всплывает "детская" тема. В ответ на напоминание о медной бороде Шерлок говорит: Я уже не ребенок...
Не ребенок, так и вписавшийся в мир взрослых?..
* * *
Приглашение в шаферы.
Неловкость между Джоном и Шерлоком зашкаливает.
Джон открывает дверь в квартиру своим ключом, но при этом явно чувствует себя гостем (и be my guest Шерлока это только подчеркивает) - словно не знает, на своей или уже на чужой территории он находится, они так странно расшаркиваются друг с другом, как будто посторонние, как будто никогда и не было их прошлого - совместного, откровенного, близкого, плечом к плечу...
Шерлок: Чаю?..
Такое ощущение, что они вообще теперь плохо представляют, как вести себя друг с другом...
Что ж, со стороны Джона это как раз попытка совместить несовместимое: два самых близких ему человека должны быть рядом с ним в самый важный для него день, скепсис Шерлока по поводу "важности" дня замечателен, а вот реакция Джона на этот скепсис похожа на упрямое отрицание собственных глубоко запрятанных сомнений.
Джон: Послушай, Шерлок, это величайший и самый важный день в моей жизни...
(Примечательно, что, говоря об этом, Джон не смотрит Шерлоку в глаза.)
Шерлок: Ну...
Джон: Так и есть! Так и есть!
Думается, Джон надеялся на большую понятливость Шерлока, но пришлось идти до конца, и почему голос доктора Уотсона так интимно понизился вовсе не на имени Мэри Морстен, а на заключительном "И... ты..." и зачем ему понадобилось опускать глаза и глубоко вздыхать, словно набираясь смелости перед тем, как поставить последнюю точку.
Джон: И я хочу быть там с двумя людьми, которых люблю и о которых забочусь больше всего на свете...
Шерлок: Да...
Джон: Мэри Морстен...
Шерлок: Да...
Джон: И... ты...
Мне кажется, параллель с предложением руки и сердца несомненна, вот только в случае с Мэри Джон мялся и мямлил, словно будучи не до конца уверенным в том, что он делает, а здесь, несмотря на некоторое смущение, идет к цели решительно...
И какой контраст между самоуверенностью Мэри с ее "согласна, я лучшее, что с тобой могло случиться" и трогательной растерянностью Шерлока...
Трудно сказать, что именно так поразило Шерлока в словах Джона.
Внезапное и прямолинейное признание в любви? Тот факт, что даже несмотря на Мэри Джон нуждается в нем, что в значимости для себя ставит Шерлока на один уровень с женщиной, которую хочет назвать своей женой?.. Честно говоря, вообще непонятно, обрадовало ли Шерлока такое положение вещей, при котором Джон любит и его, и Мэри...
В какой-то момент он начинает смотреть на Джона не просто потрясенно, а даже со страхом...
Джон: Нет, это уже становится немного пугающим.
Кстати, сразу после слов "And... you..." сразу идет возврат к сцене за свадебным столом, и что-то Мэри совсем не выглядит счастливой и довольной происходящим.
А вот дальше получается еще интереснее.
- То есть... - неуверенно начинает Шерлок, - ты имеешь в виду...
- Да... - отвечает ему Джон.
И это yes звучит так значимо и многообещающесловно Джон уже привязал Шерлока к кровати и все вот-вот начнется... .
Глаза Джона сияют, и он явно доволен произведенным его словами эффектом.
А потом Шерлок переспрашивает:
- Я твой лучший...
И они продолжают одновременно:
Джон: Man...
Шерлок: Friend...
Дубляж напрочь убивает все подсмыслы.
Несомненно, что Джон здесь говорит уже не о шаферстве. Несомненно, он говорит здесь именно то, что и хочет сказать - что Шерлок его best man.
И несомненно, что слово man гораздо, несравнимо богаче по смыслу, чем friend, - человек, мужчина, муж, приятель, любовник... и т.д. и т.п.
Да, и вообще это продолжение темы, кто лучшее в жизни Джона.
И посмотрите, как меняется выражение лица Джона, когда он слышит ограничительное friend. У него даже глаза гаснут...
Пауза в доли секунды, а настроение теперь совсем другое.
Почти разочарованно:
- Конечно, так и есть. Ты мой лучший друг...
Как скажешь...
Продолжение следует.